Демонстрационный экзамен в колледже

Ольга Васильева, министр образования, озвучила идею о введении в колледжах России демонстрационного экзамена, который будет кардинально отличаться от квалификационного, принятого сегодня. Отличие в первую очередь заключается в том, что на экзамене будет моделироваться реальная ситуация. Такой экзамен будет показывать степень освоения выпускником программ не в искусственных условиях, а в реальных.

Что будут проверять

Об отличиях экзаменов говорила Наталья Золотарёва, глава департамента, курирующего подготовку рабочих кадров.

По окончании колледжа выпускник сегодня пишет теоретическую квалификационную работу или сдаёт квалификационной комиссии теоретический экзамен. Отрицать важность такого подхода никто не собирается, но ему не хватает связи с практикой. При новом формате экзамена выпускник должен будет показать, что конкретно он умеет делать, и как он вписывается в реальные нормативы, существующие в профессии. По словам главы департамента, озвученных в СМИ, сегодня только 129 программ СПО полностью соответствуют профессиональным стандартам. А всего таких программ – 686. Поэтому приоритетной должна стать работа по аккредитации образовательных программ, а проводить такую работу должны объединения работодателей. Её цель – повышение качества подготовки студентов колледжей.

О европейских методиках

За основу брался европейский и финский опыт оценки квалификации сотрудников компаний. Для подавляющего большинства из них квалификация работника основывается на том, что работодатель подтверждает его умения (а соответственно, знания и опыт), которые сформировались в процессе обучения и последующей работе по специальности. Основной способ такой оценки в европейской практике – демонстрационный экзамен.

Чтобы компетенции были оценены полностью и во всех областях деятельности работника, демонстрационный экзамен проводится непосредственно на рабочем месте и не является одномоментным. Он проводится поэтапно в течение определённого, довольно продолжительного времени. В зависимости от специальности срок такого экзамена составляет от одной до четырёх недель. И его сдача – это конкретная профессиональная деятельность.

На практике демонстрируется профессиональное мастерство, а оценивают его – компетентные специалисты. Оценка при этом выставляется комплексно:

• Сначала обсуждаются компетенции и критерии, по которым они оцениваются;

• Затем производится собеседование, где обсуждается само экзаменационное задание;

• За ходом выполнения такого задания наблюдают специалисты;

• И наконец, проводится собеседование по результатам выполнения задания, в нём учитывается самооценка экзаменующегося.

Финский опыт работы показывает, что демонстрационный экзамен чрезвычайно эффективен при наличии заинтересованного работодателя, принимающего участие в оценивании.

Такой вид экзамена серьёзно повышает мотивацию в связи с изменением организационных подходов к обучению: происходит практически самостоятельное обучение на рабочем месте, под руководством квалифицированных специалистов. Важно то, что сотрудничество с профессионалами помогает преподавателям и самому колледжу в целом более точно представлять себе требования, предъявляемые к программе обучения.

При подготовке к демонстрационным экзаменам преподаватели сами должны будут пройти стажировку в реально действующих организациях, и смогут повысить свою квалификацию вместе с работниками этих организаций.

Преимущества демонстрационного экзамена

Для выпускника колледжа преимущество очевидно. Он не просто сдаёт выпускной экзамен, но и подтверждает квалификацию в соответствии с международными стандартами. Тот, кто сдаёт экзамен успешно, получает соответствующий сертификат. Это не просто бумага, а определенная предметная ценность, которую можно предъявлять во время собеседования при трудоустройстве.

Есть плюсы и для самого колледжа: он может более объективно оценить качество своих программ и материально-техническую базу.

Выгоды получают и работодатели, приходящие на экзамен. Они могут присмотреться к своим потенциальным сотрудникам непосредственно во время их профессиональной деятельности, и даже подписать с ним отложенный трудовой договор. Тогда начать свою работу в компании выпускники колледжа могут либо сразу же при получении диплома о СПО, или после поучения высшего образования, или же после службы в армии.

Перспективы

Демонстрационный экзамен уже вводится в ряде колледжей, в первую очередь в тех. где студенты получают наиболее востребованные профессии: например плиточник, повар-кондитер, наладчик ПО, слесарь и многие другие. Всего Минтруд выделил 50 таких профессий. Началась также подготовка преподавателей и зам. директоров таких колледжей. В настоящее время уже более ста специалистов получили такую подготовку. В этом году число таких педагогов превысит 500 человек. Все они будут получать удостоверение о повышении квалификации.

Сегодня становится явной тенденция увеличения числа студентов, выбирающих именно специальное образование. Так, эксперты рассказывают, что численность студентов колледжей практически сравнялась с численностью студентов высшей школы и составляет примерно 3 млн. человек. В наборе студентов сохраняется то же соотношение.

Однако у колледжей есть определённая проблема с собственной недостаточной заинтересованностью. В государственной стратегии развития образования говорится о необходимости проявления такими организациями самостоятельности и индивидуального подхода. Но пока такие возможности колледжами используются явно недостаточно, а не хватает для этого стимулов более качественной работы. Демонстрационный экзамен поможет решить эту проблему, сделав колледжи более открытыми для своих заказчиков – работодателей.

Уже сейчас студенты – выпускники колледжей, из числа входящих в списки наиболее востребованных профессий, могут сдать экзамен, отвечающий стандартам World Skills. На таком экзамене рейтинг определяется по сумме набранных баллов.

Во время трудоустройства выпускник, имеющий большее число баллов, имеет больше шансов быть приглашённым на выгодную и интересную работу. Это понятно, ведь в состав комиссии, принимающей экзамен, всходят работодатели, заинтересованные в перспективных сотрудниках.

Когда эта практика станет обязательной для всех, всем студентам придётся на деле показывать свои практические знания. Это станет дополнительным стимулом к учёбе и дополнительным шансом получить интересную и высокооплачиваемую работу сразу же по окончании учёбы.

Во время экзамена экспертная комиссия заносит свои оценки и замечания в электронную таблицу, в которой все участники указаны под номерами, без фамилий. Оцениваются различные критерии работы выпускника в зависимости от специальности. Окончательный итог определяется суммированием баллов.

У демонстрационного экзамена имеется и ещё одно преимущество – развитие взаимосвязей между колледжами. После того, как в результате образовательной реформы учреждения СПО были укрупнены и переформатированы, они решали в основном свои внутренние проблемы, и каждый делал это самостоятельно. Нововведение даст возможность восстановить связи между учреждениями, начать обмениваться опытом, что будет иметь только положительное значение.

Комментарий:

Дресвянин Сергей Александрович, преподаватель специальных дисциплин электрического цикла политехнического колледжа:

«Мы в колледже будем проводить такой экзамен у электриков. Для этого строим площадку за 4,5 млн рублей собственными силами. Проводим экзамен по стандартам WSR ( Worldskills Russia — чемпионата по рабочим специальностям). Учитываем общекультурные компетенции и профессиональные компетенции, прописанные в профессиональном модуле, и берем за основу задание, рекомендованное с форума экспертов WSR. Этот экзамен намного удобнее и объективнее в плане оценивания, чем теория:специалист в первую очередь должен уметь делать руками. Если преподавателей заставят сдавать такой экзамен — это тоже хорошо. Ведь если учишь людей для производства — значит, и сам должен уметь!»